Cheslav (cheslav_kara) wrote in techmonuments,
Cheslav
cheslav_kara
techmonuments

Categories:

Морской музей в Тушино (Москва)

Продолжаем осматривать экспозицию Музея ВМФ России в Москве (Северное Тушино). Кроме главного экспоната - ПЛ Б-396, здесь установлены: экраноплан проекта 904 "Орленок", ДКВП проекта 1205 "Скат", различные "натурные" детали от подводных лодок, а в самом здании музея находится коллекция моделей кораблей.
0 экраноплан Орленок (Тушино) _220.JPG

Фото сделаны в апреле 2019г, кликабельны:

1. Десантный катер на воздушной подушке (ДКВП) проекта 1205 (шифр "Скат") - бывший Д-357.
Катера этого типа были первыми советскими серийными ДКВП.
Проект 1205 был разработан в конце 1960-х гг в ЦМКБ "Алмаз". Всего в 1969-76гг в Ленинграде, Горьком и Феодосии было построено 29 единиц. Служили как в ВМФ (в качестве десантных), так и в морчастях погранвойск. 2 ед. были переоборудованы в поисково-спасательные (на Аральском море).
К настоящему времени все списаны (в основном в 1990-96гг).
2 ДКВП пр1205 Скат (Тушино) _410.JPG

Водоизмещение полное - 27 т;
Размерения - 21.4х7.3х0.5 м;
Скорость - до 50 уз;
Дальность - 200 миль (на 49 уз);
Автономность - 1 сутки;
Двигатели - 3 газотурбинных по 780 л.с. (2 ТВД-10М с приводом на воздушные винты, 1 ТВД-10 для нагнетания воздуха в "подушку");
Экипаж - 4 чел. ( в т.ч. 1 офицер, 1 мичман);
4 ДКВП пр1205 Скат (Тушино) _210.JPG

Вооружение - 4 30 мм гранатомета БП-30" Пламя", 2 7,62 мм пулемета ПКТ;
Десант - 40 человек (только с легким оружием);
Пограничные "Скаты" не имели гранатометов и вмещали только 20 человек, но зато обладали увеличенной дальностью плавания.
6 ДКВП пр1205 Скат (Тушино) _230.JPG

Определенным недостатком "Скатов" была невозможность перевозки какой-либо техники или тяжелого вооружения. Все последующие проекты советских десантных КВП такую возможность имели.
8 ДКВП пр1205 Скат (Тушино) _440.JPG

Хорошо видный люки в корпусе и лестницы, служившие для высадки десанта:
9 ДКВП пр1205 Скат (Тушино) _450.JPG

Состояние музейного катера, увы, не самое лучшее:
10 ДКВП пр1205 Скат (Тушино) _270.JPG


2. Транспортно-десантный экраноплан проекта 904 (шифр "Орлёнок") МДЭ-160.
Проект был разработан в конструкторском бюро Ростислава Алексеева в 1968-70гг. Первый образец-прототип начал испытания в 1972г. В 1977-83г было построено еще 4 ед. (в т.ч. 1 для статических испытаний) - единственный тип боевого экраноплана, строившегося серийно.
В ВМФ СССР классифицировались как малые десантные корабли-экранопланы (МДЭ).
12 экраноплан Орленок (Тушино) _240.JPG
(На всякий случай напомню, что экраноплан - это летательный аппарат, предназначенный для полетов на очень малой высоте над плоской поверхностью (водой или ровной сушей), когда проявляется т.н. "эффект экрана", сильно увеличивающий грузоподъемность по сравнению с самолетом аналогичных размеров. Таким образом, экранопланы сочетают в себе скорость самолета с грузоподъемностью морского судна. Некоторые экранопланы способны уходить от "экрана" и подниматься на большую высоту, как обычные самолеты: такие машины называются экранолётами).

Экранопланы типа "Орлёнок" предназначались для высадки морских десантов и могли перевозить до 200 десантников или 2 БТР/БМП.
14 экраноплан Орленок (Тушино) _130.JPG

Максимальный взлетный вес - 140 т;
Размах крыльев - 31,5 м, длина - 58 м;
Скорость максимальная - 400 км/ч;
Взлет и посадка при волнении до 4 баллов;
Высота полета "на экране" - до 10 м;
Практический потолок - 3000 м (т.е. "Орленок" - это экранолет);
Дальность - 1500 км;
Экипаж - до 9 человек;
Вооружение - 1 спаренная 12,7 мм пулеметная установка "Утес-М"
Грузоподъемность - 20 т;
16 экраноплан Орленок (Тушино) _260.JPG

В носовой части "Орленка" находятся 2 подъемных турбореактивных двигателя НК-8-4К (тягой по 10,5 тонн). Сверху видна башенка пулеметной установки "Утес-М", за ней - навигационная РЛС МР-244 «Экран». На борту (за соплом двигателя) видны петли, на которых носовая часть целиком откидывалась в сторону для погрузки/загрузки десанта и техники.
17 экраноплан Орленок (Тушино) _280.JPG

В хвостовой части находится маршевый турбовинтовой двигатель НК-12МК (мощность 15 000 лс.; такие же стоят на самолетах семейства Ту-95):
18 экраноплан Орленок (Тушино) _330.JPG

Ссылки по теме:
Проект 1205 "Скат" на russianships.info, в Википедии,
МДЭ пр.904 "Орленок" в Википедии, на авиару.рф,на russianships.info
Замечательный фотообзор московского "Орленка" изнутри.

У входа посетителей встречают выдвижные устройства, применявшиеся на атомных подлодках.
Слева направо:
- МТ-70 - это по сути перископ, но не обычный (оптический), а с телевизионной "головой".
- антенна радиопеленгатора "Завеса"
- антенна системы космической связи "Синтез"
2 выдвижные устр-ва ПЛ (Тушино) _1.JPG

Далее лежат некоторые устройства, приводившие АПЛ в движение:
Винт (диаметр 4 метра, 8 лопастей, вес свыше 4 т)
4 винт АПЛ (Тушино) _20.JPG

0 винт АПЛ (Тушино) _40.JPG

Маркировка:
6 винт АПЛ (Тушино) _50.JPG

Главный упорный подшипник (ГУП). Именно этот узел передает усилие от винта на корпус ПЛ и толкает лодку вперед.
8 ГУП (Тушино) _1.JPG

Паровая турбина:
10 турбина АПЛ (Тушино) _14.JPG

турбина АПЛ (Тушино) _10.JPG

турбина АПЛ (Тушино) _16.JPG

МГТ-1 - малогабаритная бесследная электрическая самонаводящаяся акустическая торпеда калибра 400 мм для поражения надводных целей. Состояла на вооружении советских ПЛ с 1961г.
Длина 4.5 м; масса 510 кг; заряд - 80 кг; дальность - 6 км; скорость - 28 уз;
12 торпеда МГТ-1 400 мм (Тушино) _2.JPG

14 торпеда МГТ-1 400 мм (Тушино) _1.JPG

Учебно-тренировочная торпеда калибра 533 мм:
16 торпеда 533 мм (Тушино) _10.JPG

Перископ:
перископ (Тушино) _1.JPG

В здании музея расположена экспозиция, посвященная в основном истории подводного флота нашей страны, так что больше всего здесь моделей подводных лодок.

"Потаенное судно" Ефима Никонова (1720-24гг):
20 ПЛ Ефима Никонова (Тушино) _1.JPG
Никаких чертежей или хотя бы рисунков с натуры этой первой русской подлодки не сохранилось, так что внешний вид модели является лишь предположением.

Подлодка "Петр Кошка".
Строилась в Кронштадте в 1901-03гг по проекту лейтенанта Е.В.Колбасьева. По сути была полуэкспериментальной. Реальной службы не несла.
22 ПЛ Петр Кошка (Тушино) _110.JPG
(подробнее о лодке тут).

Модели лодок времен Великой Отечественной войны (типы Д, М, Щ):
26 ПЛ ВОВ (Тушино) _1.JPG

Дизель-электрическая подлодка проекта 641:
28 ПЛ пр641 (Тушино) _10.JPG

Представлены и надводные корабли, в частности очень хорошая модель эсминца "Новик":
30 ЭМ Новик (Тушино) _100.JPG

Там еще много моделей, но, к сожалению, из-за неудачной организации освещения пластиковые боксы на моделях сильно бликуют, что весьма затрудняет фотосъёмку.


Обзор ПЛ Б-396.

Официальное название: "Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России"
г.Москва, ул.Свободы, 56 (парк "Северное Тушино"), метро "Сходненская". Открыто каждый день с 11 до 18 часов.
Вход внутрь ПЛ Б-396 и в здание музея - платные, на остальную территорию вход свободный.
Точка на Яндекс-картах
Координаты 55.8517, 37.4561

Tags: Москва, корабли, музей
Subscribe

  • ЗиС в Хабаровске

    Найдено в сети. Ныне не существует. ЗИС-110Б фаэтон у проходной 89-го военного авторемонтного завода.

  • Автонасос ПМЗ-17

    На постаменте у управления МЧС по Иркутской области, ул. Дзержинского смена караула, автонасос АЦ-40(130)-63Б, заменили на автонасос ПМЗ-17 на…

  • Балашиха, музей войск ПВО, часть первая

    Единственный в Европе музей войск ПВО находится в микрорайоне (ранее поселок) Заря, города Балашиха, Московская область. Музей был основан в январе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments