Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote in techmonuments,
Ерофей и его заметки
erofey_manager
techmonuments

Category:

Ракетный катер проекта 206МР «Вихрь», г.Энгельс

Ракетный катер проекта 206МР «Вихрь»

01
Ракетный катер проекта 206МР «Вихрь». Снимки объекта сделаны 9 мая 2019 г.

Официально «установили» (точнее - «открыли») катер на День города 29 августа 2015 года. Автор идеи и организатор (ну и спонсор, конечно же), кстати, тот же самый владелец «бронемакетов» и танков, про которые я уже рассказывал. Любит человек всякое железо.

В принципе, на катере хотели создать эдакий музей, планировали его открыть для публики в 2017-м году. Но – до сих пор ничего такого нет. Внутрь не попасть. Хотя, в сети доводилось видеть фотографии сделанные во внутренних помещениях, кого-то туда запускали.

02
Честно говоря, даже за тридцать лет я так и не привык к виду возвращённого «андреевского флага» на боевых кораблях. С теми же самолётами гораздо проще, привычную красную звезду оставили, хоть и расцветили окантовками.

Этот катер был изготовлен в 1978 году (заводской номер 243, третий из двенадцати построенных подобных катеров) на Средне-Невском судостроительном заводе. Служил на Балтике, названием его тогда был обычный код «Р-50».

В 1998-м году катер из Балтийского флота перевели в состав Каспийской флотилии. Так сказать, с понижением. Из какого-никакого, но моря, в пусть и самое большое, но озеро.

В 2004-м году катер переименовали в «Карачаево-Черкесию». Не совсем понятно почему – она, всё же, ближе к Чёрному морю, а со стороны Каспийского у нас там есть, скажем, Калмыкия.

03
Сейчас на борту нанесено «Покровский сторожевой». Понятно, что это не настоящее название катера. Первоначально катер был просто с кодом «Р-50», потом получил имя «Карачаево-Черкесия». Новое название, «Покровский сторожевой», выбрано потому, что на борту планировалось открыть Музей боевой славы в честь жителей Энгельса (который до 1931-го был Покровском), воевавших да и просто служивших на флоте. Но с музеем что-то пока не срослось.

Катер перевели в резерв в 2012-м и списали в 2014-м, вместе с ещё двумя однотипными катерами. Тех двоих отправили на слом, а герой этой заметки в 2015-м оказался в Энгельсе, прибыв из Астрахани своим ходом.

04
Ракетный катер – это вам не линкор и не авианосец, он маленький. Водоизмещение всего 257 тонн. А, скажем, у нашего многострадального ТАВКР «Адмирал Кузнецов» - 60.000 тонн. Зато быстроходный, 80 км/час может развить. Правда, тогда топливо сразу кончится. Экономический ход 20-25 км/час. Ну, как на велосипеде. Правда, велосипедист не сможет так двигаться без перерыва неделю, а катер – сможет.

Водоизмещение ладно, нам, сухопутным людям, это ни к чему. А если брать габариты – где-то 40 метров длины и 8 ширины. И вот на этих метрах, не считая иного прочего, понапихано изрядно вооружения.

Видите, на корме две здоровенные наклонные бочки? Это пусковые установки противокорабельных ракет П-15М «Термит» с тепловой головкой наведения. Собственно, основное вооружение катера. Этими ракетами катер и должен был уничтожать надводные корабли противника. Понятно, что корабли крупные, в мелкий не попадёшь да и чего размениваться? И понятно, что не на океанских просторах, а в прибрежной зоне, у своих баз. Мореходность и автономность у катера, понятное дело, не океанская.

За ракетными пусковыми установками на корме установлен занятный агрегат – автоматическая артиллерийская установка АК-630. Вон та маленькая башенка. Как видно из названия, человека внутри нет, управляется дистанционно, от РЛС. Из того же названия видно, что калибр у пушки 30 мм, а число стволов – 6. Знаете, киношники всякие подобные «гатлинги» очень любят. Предназначена эта установка для обороны от воздушного противника, ну и что-нибудь мелкое водоплавающее можно запросто покрошить.

05
Носовая артиллерийская установка.

Второй артиллерийский агрегат катера посолиднее. 76-мм автоматическая установка АК-176. (Единичка в индексе – количество стволов, «76» - калибр). Не смотря на калибр, стреляет очередями. А чтобы ствол при этом не расплавился, имеется кожух с охлаждающей водой. В принципе, работает от той же радиолокационной системы, дистанционно, но может и человечек внутрь залезть и вручную управлять.

Любопытный момент. Один из дюжины катеров проекта 206МР – «Р-15», служивший на Чёрном море, достался в 1997-м Украине. Там, не удовлетворившись старым кодом, ему дали имя «Конотоп». (И новый бортовой номер U150. Да, именно «U» в стране, где алфавит – кириллица. Интересно, только мне это что-то напоминает?). А потом, спустя два года, Украина передала его Грузии. Там опять сменили название, на «Тбилиси». Там катер проболтался почти десять лет, пока не случилось «08.08». Собственно, катер даже и не воевал – его захватили и утопили прямо в порту наши сухопутные войска.

Собственно, если не считать энгельсского памятника, из двенадцати катеров проекта 206МР «в живых» остался только один. Во всяком случае, в апреле 2019-го он ещё функционировал. Бывший катер «Р-262» Черноморского флота, ставший в декабре 1995-го украинским катером «Прилуки» (бортовой номер U153).

Ну а наш памятник стоит себе тихо и ждёт. То ли у моря погоды, то ли денег на музей.
Tags: Саратовская область, корабли
Subscribe

  • И-16 у ЖК "Чкалов". Новосибирск

    В новом новосибирском ЖК "Чкалов" (район ТЦ "Большая Медведица") появился памятник И-16. Качество "сборки" на снимке видно. Но место выбрано…

  • Вязьма. Технопамятники.

    Самолет Миг-17, на котором училась летать Светлана Савицкая: И паровоз Эш-4290 (буква "ш" означает, что паровоз…

  • Ан-2 в Новосибирске

    Ан-2 с номером RF-25209. Сибирский Кадетский корпус с авиауклоном. Северо-Чемской жилмассив. Сюжет про Л-29 там же от 2014 года - здесь. Стоит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments