Nokto de la Galaksia Fervojo (kneiphof) wrote in techmonuments,
Nokto de la Galaksia Fervojo
kneiphof
techmonuments

Categories:

Иокогама: «Хикава-мару» – королева Тихого океана

DSC_0727.JPG

Одна из интересных достопримечательностей Иокогамы и часть ее «морского фасада» – судно музей «Хикава-мару», океанский лайнер «дизельпанковской эпохи».

Великая эпоха трансокеанских лайнеров является, на мой взгляд, одной из самых интересных страниц истории судоходства. Началась она примерно в 1850-х годах с открытием регулярного пароходства через Атлантику, и завершилась лет сто десять спустя с развитием пассажирской реактивной авиации. Кстати – совпадение или нет – именно этот период (плюс-минус 1850-1970) является моей любимой исторической эпохой в целом.

Конечно, огромные пассажирские суда есть и сейчас (и некоторые формально даже имеют статус лайнера), но фактически это уже скорее плавающие отели. Как говорится – ничего против не имею, но это уже не то, не то…

Сейчас сложно представить, какое значение в то время имел океанский лайнер! Лайнер был самым масштабным детищем технического прогресса. Его техническое устройство восхищало и поражало современников. Не меньшее восхищение вызывали и интерьеры. Их оформлением нередко занимались известные художники, или, как минимум, мастера высочайшего класса.

Сейчас самый доступный способ хоть немного познакомиться с эпохой лайнеров – посмотреть фильм «Титаник». А вот возможностей познакомиться с ней «физически» почти нет. Оно и понятно: сохранять огромное океанское судно очень дорого (а на металлоломе можно хорошо заработать). Да даже если оно просто стоит у причала, его нужно постоянно поддерживать (Что делает боцман, если видит, что матрос «скучает»? Правильно, дает кисточку и краску – на корабле всегда найдется, что подкрасить!) и регулярно (минимум раз в несколько десятилетий) ставить на капитальный ремонт в док. А это «удовольствие», мягко скажем, не дешевое.

Тем приятнее, что японцы сохранили одно судно той эпохи, лайнер «Хикава-мару». Сейчас она стоит на вечной стоянке в Иокогаме и является частью «морского фасада» города, который заслуживает отдельного рассказа.

Грузопассажирский лайнер «Хикава-мару» (氷川丸) был спущен на воду 30 сентября 1929 года и отправился в свой первый рейс из Иокогамы в Сиэтл 13 мая 1930 года. Ее основным грузом (дальше буду в женском роде) был шелк, который стал одним из главных экспортных продуктов Японии после реставрации Мэйдзи. А главным портом, через который его экспортировали, была Иокогама. Владельцем судна было пароходство «Ниппон Юсэн», в международном контексте известное, как NYK Line. Кстати, благополучно существует до сих пор. В Иокогаме у него есть свой «ведомственный» музей, но я до него не добрался.

Немного технических характеристик. Длина – 163,3 м, ширина – 20,1 м, грузоподъемность – 11,622 регистровых тонн, пассажировместимость – 331 человек (в общем, судно было скорее грузовым, чем пассажирским), скорость – 18,5 узлов (34,3 км/ч), энергетическая установка – два дизеля по 5,500 л.с.

У «Хикава-мару» было еще две сестры. Все суда этой серии назывались в честь синтоистских святилищ. Святилище Хикава расположено в префектуре Сайтама. Ну а загадочная «послеставка» -мару, входящая в состав названия всех японских гражданских судов (но не военных кораблей), не имеет определенного значения. В разных контекстах это слово может означать «круг», «совершенство» (например, «мару» – высшая школьная оценка) или даже «оборонительный периметр» (в контексте фортификации, так называются оборонительные стены японского замка). В морском контексте это слово, скорее всего, означает что-то вроде «незримого защитного круга», который должен оберегать судно и его экипаж от бедствий. Впрочем, единого мнения на эту тему нет.

До Второй Мировой войны «Хикава-мару» служила лайнером на линии Иокогама-Ванкувер-Сиэтл. За роскошную отделку интерьеров и высокий уровень сервиса она получила прозвище «Королева Тихого океана». В 1932 году одним из пассажиров лайнера стал Чарли Чаплин. Интересный период в истории судна был в период между началом Второй Мировой войны в Европе и нападением Японии на Пёрл-Харбор. Удивительно, но факт – тогда услугами королевы Тихого океана воспользовались многие еврейские беженцы, спасавшиеся от нацистов. Да, многие из них бежали в США и Канаду через Японию! Разными путями – например, через европейские колонии. Или даже через территорию Советского Союза. Да, был и такой эпизод – в 1940 году Тиунэ Сугихара, японский консул в Каунасе, выдал скопившимся в Литве еврейским беженцам несколько тысяч японских транзитных виз, с которым они следовали через территорию СССР до Владивостока, а далее – в Японию. «Выдал» звучит обыденно, на самом деле он на протяжении месяца выписывал визы от руки, занимаясь этим по 18-20 часов в сутки! При этом он и сам находился на «полулегальном» положении, поскольку после присоединения Литвы к СССР он был обязан срочно репатриироваться, но смог получить от советских властей месячную отсрочку

hikawamaru-schlesinger-1-Aug-4-1940.jpg
hikawamaru-schlesinger-3.jpg

Во время Второй Мировой войны королева Тихого океана стала госпитальным судном. После капитуляции «Хикава-мару» была реквизирована американскими оккупационными властями и использовалась для репатриации японских военных и гражданских с огромных просторов несостоявшейся «Великой Тихоокенской Сферы Совместного Процветания» – именно так в рамках японской идеологии назывались азиатские страны, «освобожденные» японцами от европейских колонизаторов. А поскольку после войны у Японии осталось всего два пассажирских океанских судна, работа по репатриации японцев продлилась целый год, до августа 1946 года, после чего «Хикава-мару» вернули NYK Line. До 1953 года компания использовала ее как грузовое судно на нерегулярных линиях в Тихом и Индийском океанах. В 1953 году «Хикава-мару» вернулась на свой «родной» маршрут Иокогама – Сиэтл. Здесь она продолжала работать до «выхода на пенсию» 21 декабря 1960 года. За 1930-1941 и 1952-1960 годы «Хикава-Мару» совершила 238 транстихоокеанских рейса.

В 1961 году «Хикава-мару» встала на вечную стоянку в Иокогаме напротив парка Ямасита. С тех пор она стала одним из символов города.

Стоянка «Хикава-маруе» там, где фактически начинается то, что я называю «Морским фасадом Иокогамы». В прошлом на этом месте был порт, а сейчас здесь находится морская набережная с парками, променадами, причалами прогулочных корабликов и т.д. А также – с реликтами порта, отлично вписанными в контекст современного общественного пространства. Одним словом – прекрасное место для прогулок, которое заслуживает отдельного рассказа!

Поднимаемся на борт.

DSC_0720.JPG
Белый маячок был построен в 1896 году. До 1963 года стоял на бреквотере и обозначал вход в порт Иокогамы. В 1963 году перенесен на нынешнее место уже как музейный экспонат.

DSC_0723.JPG
Два прогулочных кораблика и корабль Береговой охраны Японии.

Касса на борту, сразу за нет – зал, в котором крутят документальный фильм про историю судна минут на 15-20. Не помню, на английском, или с английскими субтитрами. Но в любом случае, содержание я понимал : ) Дальше идем по стрелочкам.

DSC_0664.JPG
Типичный корабельный коридор.

DSC_0665.JPG
Взгляд на «город будущего» Минато-Мирай 21 из иллюминатора.

DSC_0666.JPG
Игровая комната.

DSC_0668.JPG
DSC_0667.JPG
DSC_0669.JPG
Ресторан.

DSC_0671.JPG
DSC_0670.JPG
DSC_0674.JPG
Лестницы и коридоры.

DSC_0673.JPG
DSC_0672.JPG
Один из салонов. Какое стильное ар-деко!

DSC_0676.JPG
Почтовое отделение. На борту почту гасили особыми штампами.

DSC_0678.JPG
«Туманная сирена». Использовалась для предупреждения столкновений судов в тумане.

DSC_0679.JPG
Навигационные фонари.

DSC_0680.JPG
Груз – упакованный шелк.

DSC_0681.JPG
Как видим, морская торговля с Японией имела решающее значение в развитии Сиэтла. Ну, по крайней мере, по мнению японцев.

DSC_0682.JPG
DSC_0685.JPG
DSC_0684.JPG
Курительный салон.

DSC_0689.JPG
DSC_0687.JPG
DSC_0688.JPG
DSC_0686.JPG
Многокомнатная каюта первого класса.

DSC_0691.JPG
Небольшой салон или каюта (не помню уже).

DSC_0696.JPG
DSC_0694.JPG
Пара видов с борта.

После роскошных интерьеров в стиле ар-деко начинается царство сурового дизельпанка!

DSC_0699.JPG
DSC_0698.JPG
DSC_0697.JPG
DSC_0700.JPG
DSC_0702.JPG
DSC_0703.JPG
Машинное отделение.

DSC_0704.JPG
Машинный телеграф. Такой же расположен на мостике.

Несколько удивило, что надписи – на английском. Наивные «салаги» иногда думают, что это аналог педали газа. На самом деле это именно телеграф, т.е. средство коммуникации. Непосредственное управление двигателем осуществлялось в самом машинном отделении, таким образом телеграф передавал команды с мостика. В наши дни управление двигателем судна осуществляется дистанционно, т.е. действительно с мостика. Но эта система уже выглядит по-другому, и ее можно сравнить с контролером локомотива (На всякий случай: данный текст не следует считать оскорблением социальной группы «салаги». Я сам являюсь лишь слегка продвинутой салагой и на большее не претендую).

DSC_0705.JPG
Не понял, что такое. Никто не подскажет?

DSC_0709.JPG
Телефонная будка, хе : )

DSC_0710.JPG
DSC_0711.JPG
Электрогенератор.

DSC_0715.JPG
Компрессор.

Затем попадаем в каюты третьего класса.

DSC_0717.JPG
Обстановка спартанская.

На этом мое знакомство с королевой Тихого океана завершилось. Уже вернувшись на берег я понял, что так и не попал на мостик! Видимо, пропустил одну из «развилок» на маршруте осмотра. Ну что ж, бывает…
Tags: Япония, корабли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments