mib55 (mib55) wrote in techmonuments,
mib55
mib55
techmonuments

Categories:

Экраноплан "Волга-2", Нижний Новгород

В Нижнем Новгороде много памятников самой разной технике, но один из них особенно интересен - это экраноплан "Волга-2", установленный во дворе Нижегородского технического университета им. Р.Е. Алексеева. Такие машины производились малой серией в 1990-х на Нижегородском авиастроительном заводе "Сокол", примерная стоимость "летающего катера" составляла 120 тыс. USD. Экраноплан-памятник имеет серийный номер 1, он был выпущен в 1994 году, остался на заводе и участвовал в различных испытаниях, а в 2016 году был передан университету для установки на постамент. "Волга-2" считается первым советским/российским экранопланом гражданского назначения.



Открытие памятника, состоявшееся 14 октября 2016 года, приурочили к 100-летию со дня рождения конструктора Ростислава Алексеева, долгое время возглавлявшего Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях, в котором разрабатывались и экранопланы. Правда, справедливости ради, в разработке "Волги-2" Алексеев особого участия уже не принимал - работы над проектом начались незадолго до смерти главного конструктора, а первые испытания опытного образца состоялись только в 1986 году. Главным конструктором этой машины был Виталий Алексеевич Дементьев.



Экранопланы, называемые также судами на динамической воздушной подушке, представляют из себя некий гибрид катера и самолёта, они появились как логическое развитие судов на подводных крыльях: у СПК крылья позволяли поднять над водой основную часть корпуса, а экраноплан поднимается над водной поверхностью целиком. При этом используется "экранный эффект" - резкое увеличение подъёмной силы крыльев летательного аппарата при полёте в непосредственной близости над поверхностью воды или земли. В отличие от самолёта, экраноплан привязан к поверхности и не может подняться высоко, зато ему нужна меньшая площадь крыльев и меньшая мощность двигателей, также экранопланы более экономичны. У "Волги-2" высота полёта составляет 0,5-0,8 м, максимальная скорость - 150 км/ч. Экранопланом управляет один пилот, салон вмещает 8 пассажиров или до 800 кг груза.



На машине установлены два автомобильных двигателя ЗМЗ-406 (разработанных, кстати, для сухопутной "Волги"), развивающих мощность до 150 л.с. и работающих на автобензине А-92. Они приводят в движение четырёхлопастные воздушные винты диаметром 1,15 м, расположенные в кольцевых насадках. Непосредственно сзади за винтами установлены горизонтальные лопатки-створки, предназначенные для отклонения воздушного потока и, соответственно, управления машины по вертикали. Управление экраноплана по курсу осуществляется при помощи руля направления, установленного на киле.



Краткие технические характеристики экраноплана "Волга-2"
Экипаж - 1 чел.
Полезная нагрузка - 8 пассажиров или 800 кг груза
Размах крыла - 8 м
Длина - 11 м
Высота - 3 м
Масса, пустого экраноплана - 1950 кг
Масса, максимальная взлетная - 2950 кг
Двигатель - 2 х ЗМЗ-406
Мощность - 2 х 150 л.с.
Максимальная скорость - 150 км/ч
Практическая дальность - 110 км
Высота полета на экране - 0,5-0,8 м
Мореходность - 5-6 баллов
Tags: Нижегородская область, авиация, корабли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments