swordfish_77 (swordfish_77) wrote in techmonuments,
swordfish_77
swordfish_77
techmonuments

Categories:

Херсон. Якорные улицы

Оригинал взят у swordfish_77 в Херсон. Якорные улицы
В своем посте об Одесском музее якорей я легкомысленно пообещал рассказать и о современных моделях. Пересмотрев фотоархив, понял, что рассказать-то можно много, а вот показать…

Херсон – город моряков, с массой морских учебных заведений и разных ведомств, имеющих отношение к судоходству. Возле них очень часто можно встретить якоря.

Два небольших якоря адмиралтейского типа можно увидеть в кафе возле парка «Херсонская крепость». Скорее всего, они были потеряны мореходами прошлых веков, а затем выловлены современными ныряльщиками. Большой археологической ценности эти якорьки не имеют, поэтому об их сохранности никто особо не беспокоится.



Более крупные якоря этого типа мы увидим (и уже видели) в Николаеве. Особенно много их возле яхт-клуба, о котором позднее будет отдельный пост. Чтобы дать представление об их конструкции, выкладываю парочку.





Вахтер яхт-клуба на вопрос, откуда такое счастье, ответил: «Турецкие», что подтвердило предыдущую догадку.

А этот великан находится поблизости от Николаевского городского совета.





Из современных образцов у нас можно встретить один-единственный тип – якорь Холла, изобретенный в 1885 году отставным капитаном, управляющим шеффилдской фирмой «Уильям Джессон и сыновья».

Якоря с поворотными лапами были и до Холла, но их изготовление требовало большой квалификации кузнецов. Кроме того, штифт, удерживавший лапы, постоянно ржавел от морской воды и требовал разборки якоря для обслуживания и смазки.

Холл предложил литую «коробку» якоря. Концы штифта поддерживались двумя стопорными болтами, а большие зазоры в конструкции не давали ее заклинить. По сути, получился автомат Калашникова среди якорей – прочный и надежный.

Якоря Холла расставлены по всему Херсону, в обрамлении корабельных винтов, якорных цепей и прочей морской атрибутики.

Небольшой якорь у ресторана «Александр-шанц» (как мы помним, это бывших пороховой погреб).



Якоря Холла у Херсонской морской академии, массой 800 кг.





Еще два – неподалеку, возле Морского колледжа, относящегося к той же академии. Здесь веретено якоря круглое в сечении, в отличие от квадратного у предыдущих.





Однажды какие-то хохмачи покрасили эти якоря в розовый цвет, после чего выпускной курс колледжа был подвергнут строгому допросу с намеком на проблемы с получением дипломов.

У Морского института последипломного образования.



Одинокий якорь у администрации морских портов.



Филиал Николаевского университета кораблестроения соорудил целое панно - с кораблем, рассекающим волны, и, конечно же, якорем.



Мореходное училище рыбной промышленности (в просторечии – «рыбтюлька») украсило свой фасад корабельной пушкой, очень эффектной статуей рыбака …



… и списанным якорем с погнутым веретеном.



Последний на сегодня якорь Холла - с набережной Николаева. Обитает возле ресторана «Шамбала», его масса – четыре с половиной тонны.



Вот так понятнее.



Кроме якорей, просто стоящих на земле или постаментах, бывают и якоря-памятники, установленные в честь каких-либо людей или событий.

В 2015 году в Голой Пристани был поставлен монумент в виде якоря, увенчанного штурвалом – в честь боевых и трудовых подвигов голопристанских моряков и рыбаков, а также 140-летия Голопристанской мореходной школы.



Похоже, что скульптором был использован настоящий старинный якорь-кошка, аналогичный тем, что мы видели в Одессе.

Еще один якорь установлен как элемент памятного знака на месте расстрела в ноябре 1941 года 40 моряков Дунайской флотилии. Его я еще не снимал, увидеть памятник можно в Википедии, где голопристанским скульптурным изображениям посвящена целая страница.

Снова перенесемся в Херсон.

На Острове (так неофициально называется жилой район, населенный в основном семьями работников судозавода) можно увидеть монумент – большой черный якорь необычного рубленого силуэта с массивным основанием. Табличка на нем сообщает, что сквер Судостроителей создан при содействии дирекции, трудового коллектива и ветеранской организации ХСЗ.



Сначала я принял это за фантазию скульптора, но позже отыскал прототип.



Это АС-14 – якорь, разработанный в конце 50-х годов XX века для кораблей британского Королевского флота. Его советским аналогом является ПДС – якорь «повышенной держащей силы». Такие якоря часто используются на супертанкерах и круизных судах. На моем фото он – в клюзе лайнера «Тарас Шевченко».

Осталось упомянуть якорь Матросова, часто встречающийся на речных пассажирских теплоходах. У этого типа на внешней стороне лап – небольшие приливы-рожки. Остальные распространенные типы современных якорей лично мне встречать не доводилось.

На этом о якорях – все.

Tags: Херсонская область
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments