Dino Lippi (dinolippi) wrote in techmonuments,
Dino Lippi
dinolippi
techmonuments

Categories:

Судно на подводных крыльях «Метеор-193»



«Метеор-193» был построен на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького в 1984 году. Экспортный вариант, построенный для продажи в Бразилию. Был оснащён чехословакими авиационными креслами. Проработал в Казани до 1997 года, принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству, а позднее — компании «Татфлот», и в 2004 году был установлен в качестве памятника перед Казанским речным техникумом имени Михаила Девятаева в честь столетия этого учебного заведения.

Адрес и координаты объекта: Казань, ул. Несмелова, 7, Казанский речной техникум (ныне — Казанский филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»). Памятник на Викимапии.

Фотографии памятника датированы августом 2011 года.



01_01_side01.jpg

01_02_side02.jpg

Вид с носа:
01_03_Вид с носа.JPG

Вид на носовой салон:
01_04_Вид на носовой салон.JPG

Корма:
01_05_Корма.JPG

Носовое крыльевое устройство:
01_06_Носовое крыльевое  устройство.JPG

Кормовое крыльевое устройство:
01_07_Кормовое крыльевое  устройство.JPG

Ходовая рубка:
01_08_Ходовая рубка.JPG


История создания

Судно на подводных крыльях «Метеор» — второй крылатый пассажирский теплоход, разработанный конструктором Ростиславом Алексеевым в 1959 году. История создания этих судов берёт своё начало в начале 1940-х, когда ещё студентом Алексеев заинтересовался темой и защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях». В те годы конструкция не привлекла внимание высшего руководства военно-морского флота, но заинтересовала главного конструктора завода «Красное Сормово», на котором во время войны Алексеев работал мастером-испытателем танков. Алексееву выделили небольшое помещение, обозначив его как «гидролаборатория», и разрешили три часа в день посвящать любимой теме. Начались разработка и испытания моделей катеров на подводных крыльях, поиски оптимальной конструкции. В 1945 году на катере А-5 собственной конструкции Алексеев своим ходом дошёл до Москвы, чем, наконец, привлёк внимание военных и получил задание на оснащение подводными крыльями торпедного катера 123К, которое с успехом выполнил (отработав очередную модернизацию своего ноу-хау на катере А-7 и попутно ознакомившись с конструкцией трофейного немецкого СПК TS-6) и получил за него в 1951 году Сталинскую премию.

Ростислав Алексеев:

Параллельно этому конструктор разработал проект первого речного пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета». Но с воплощением проекта в жизнь всё оказалось не так просто: инженеру пришлось годами обивать пороги министерств, бороться с чиновничьими инертностью, консерватизмом, скепсисом, выбивать финансирование... Реальная работа над «Ракетой» началась только зимой 1956 года, а спущен на воду теплоход был в 1957 году. С большим успехом прошла его демонстрация на Всемирном фестивале молодежи и студентов, затем в течение года шла опытная эксплуатация «Ракеты» на линии Горький–Казань, а с 1959 года судно пошло в серию. Свершилась революция в перевозках пассажиров по реке: крылатый теплоход был почти впятеро быстрее обычного водоизмещающего.

Первая «Ракета» на Волге, 1958 г. (фото из коллекции Денверского Университета):

Вслед за успешной «Ракетой» появился «Метеор» — судно крупнее, вдвое вместительнее и быстрее первенца, да ещё и способное справиться с большей по высоте волной. Оно брало на борт до 120 пассажиров и могло развить скорость до 100 км/ч (реальная эксплуатационная скорость была всё-таки ниже — 60–70 км/ч). Первый «Метеор» осенью 1959 года сходил в испытательный рейс из Горького в Феодосию, а в 1960 году был представлен в Москве руководству страны и общественности в качестве экспоната выставки речного флота.

Эскизы Р. Алексеева (из книги «От замысла к воплощению»):

Головное судно серии (фото из архива Е.К. Сидорова):


Два фрагмента советской кинохроники тех времён, в которых речь идёт о новом диковинном судне:



С 1961 года «Метеор» пошёл в серию. «Метеор-2» был спущен на воду в сентябре 1961 года, а 7 мая 1962 года, в канун Дня Победы, ведомый легендарным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Петровичем Девятаевым, покинул акваторию Зеленодольского судостроительного завода им. А.М. Горького, где строили эти суда. Приписан он был к Казанскому речному порту. Следующий «Метеор» ушёл в Москву, следующие — в Ленинград, Волгоград, Ростов-на-Дону… За несколько лет суда серии распространились по рекам и водохранилищам всего Советского Союза.

«Метеор-47» на канале им. Москвы (фото из проспекта «Канал имени Москвы»):


«Метеор-59» на Волге (фото из архива В.И. Полякова).


Сухогруз «Партизанская слава» доставляет «Метеор-103» в Комсомольк-на-Амуре с Чёрного моря (фото из журнала «Морской флот»:


Всего с 1961 по 1991 год было построено почти 400 судов, и распространились они не только по всему СССР, но и по миру: «Метеоры» работали в Югославии, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Нидерландах, Германии.

Венгерский «Solyom» компании Mahart Magyar Hajozasi RT, ходивиший из Будапешта в Вену, на Дунае (фото из рекламного буклета):


«Rheinblitz», Голландия. Работал на линии Rotterdam – Wal & Lek:


Польский «Bosman Express», бывший немецкий «Flying Dutchman»:


Словацкий «Мeteor V Bratislava» (фото Jerzy Kociatkiewicz):


С приходом экономики Союза в упадок и наступлением эры рынка скоростные перевозки пассажиров по рекам стали массово сокращаться и закрываться: нерентабельно. Государственные субсидии сошли на нет, топливо, масло, запчасти стали дорогими, да и пассажиропоток оскудел: многие пассажиры обзавелись личным транспортом, опустели деревни, которые крылатые теплоходы связывали с городами, появились конкуренция со стороны автобусных маршрутов. В итоге за несколько лет многие суда на подводных крыльях порезали на металлолом. Некоторым советским «Метеорам» повезло больше, они не попали «под нож», а были проданы за рубеж, и теперь трудятся в Китае, Вьетнаме, Греции, Румынии.

Греческий «Falcon I»Греция — бывший украинский «Метеор-19»:


Вьетнамский «Greenlines 9», бывший украинский «Метеор-27»:


«Chang Xiang 1», Китай:


«Метеор-43» уехал в Румынию и переимновался в «Amiral-1»:


В России же сейчас работает лишь несколько десятков «Метеоров»: основная часть — на туристических маршрутах в Санкт-Петербурге и Карелии, несколько штук ещё возят пассажиров по Волге (в Казани, Ярославле и Рыбинске), десятка c полтора в сумме наберётся на северных реках.

«Метеор-282» на Оби (фото Анатолия К):


Ярославский «Метеор-159» прибывает в Тутаев (фото Дмитрия Макарова):


Казанский «Метеор-249» (фото Meteor216):


«Метеор-188» на Лене (фото Владимира Куницына):


«Метеор-242» в Кижских шхерах (фото Дмитрия Макарова):


«Метеор-189» на Малой Неве (фото Seven_balls):

Серийный выпуск «Метеоров» прекратился в 1991 году, но со стапелей Зеленодольского судостроительного завода сошло ещё несколько теплоходов. В частности, в 2001 и 2006 году были построены два «Метеора» для ОАО «Северречфлот» . Кроме того, в нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с немецкими двигателями Deutz и кондиционерами, и несколько таких судов было продано в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» была окончательно демонтирована, а им на смену пришли глиссирующие суда проекта проекта А145.

Китайский «Chang Jiang 1» проекта «Метеор-2000»:


А вот судьба красноярского «Метеора-235» сложилась необычно: с 1994 по 2005 годы он отслужил в Енисейском речном пароходстве, после чего был продан, а ещё через несколько лет, снова сменив хозяев, был модернизирован на Красноярском судоремонтном заводе по проекту 342Э/310, превратился в яхту-люкс и был перекрещён в «Верный»; по слухам, это был личный «Метеор» губернатора Красноярского края. Его легко узнать по футуристичному облику и сомнительной эстетической ценности внутренней отделке с обилием шкур «под леопарда».







Конструкция и технические характеристики

«Метеор-193» — судно проекта 342Э, разработанного ЦКБ по СПК (главный конструктор — Ростислав Алексеев) в 1959 году и выпущенное Зеленодольским судостроительным заводом им. А.М. Горького. Тип —двухвинтовой пассажирский теплоход на подводных крыльях. Длина корпуса — 34,6 метра, ширина (по размаху конструкции подводных крыльев) — 9,5 метра. Осадка на плаву — 2,35 метра, при ходе на крыльях — около 1,2 метра. Водоизмещение с полным грузом — 53,4 тонны. Эксплуатационная скорость — 65 км/ч (рекорд — 108 км/ч). Дальность плавания (без пополнения запасов топлива) — 600 км.



У «Метеора» — три пассажирских салона: в носовой, средней и кормовой частях судна. Общая пассажировместимость — 124 человека.

Носовой салон (фото Дмитрия Щукина):

Средний салон (фото Владимира Буракшаева):


Между средним и кормовым салоном есть небольшая полутокрытая (прогулочная) палуба.

Прогулочная палуба (фото Владимира Буракшаева):


Посты управления судном расположены в ходовой рубке, утопленной в полунадстройку в носовой части теплохода.

Ходовая рубка (фото Алексея Петрова):


В качестве главных двигателей установлены два V-образных 12-цилиндровых турбодизеля типа М-400 (версия авиационного дизеля М-40, конвертированная в судовой) мощностью по 1000 л.с. каждый. Они вращают два пятилопастных гребных винта диаметром 710 мм, которые и приводят теплоход в движение.

Машинное отделение (фото Алексея Петрова):


Под корпусом «Метеора» расположено крыльевое устройство — носовое и кормовое несущие крылья и два гидропланирующих подкрылка, закрепленных на стойках носового крыла. Подкрылки помогают судну при «выходе на крыло», а на ходу не дают ему вернуться в водоизмещающий режим, скользя по поверхности воды.

Принцип их действия крыльев «Метеора» — такой же, что и у крыла самолёта: подъемная сила возникает за счёт возникновения избыточного давления под профилем крыла и зоны разрежённости выше его. С ростом скорости разница давлений «выталкивает» судно вверх, корпус переходит из водоизмещающего положения в надводное, отчего существенно уменьшается площадь контакта с водой и её сопротивление, что позволяет развивать большую скорость.

В крыльевом устройстве «Метеора» используется эффект малопогруженного подводного крыла, известный также, как «эффект Алексеева». Алексеев в результате своих исследований получил такие гидродинамические характеристики подводного крыла, при которых оно, поднимаясь к поверхности воды, постепенно теряет подъемную силу из-за подтормаживания частиц жидкости в зоне, близкой к границе сред. Благодаря тому, что на определённой глубине подъёмная сила крыла приближается к нулю, оно не выскакивает из воды.

***



P.S. Если уважаемые участники обнаружат какие-то неточности, пожалуйста, сообщите об этом.
Tags: Татарстан, корабли
Subscribe

  • Технопамятники в Бологом

    Самый свежий мемориал - памятник Алексею Маресьеву. Он (а точнее его родной город Камышин) официально признан "брендом России", и Бологое…

  • Самолеты в Череповце

    Фото чуть обрезано, но самолеты как на ладони. Даже Ил-103. Установлены возле действующего аэропорта. Фото 2021 года.

  • Кимры. Ту-124

    У съезда с Савеловского моста стоит самолет-памятник Ту-124 (Кимрский район - родина его конструктора Андрея Туполева): Сам самолет - младший…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments