mechanik75 (mechanik75) wrote in techmonuments,
mechanik75
mechanik75
techmonuments

Categories:

Памяти советской мелиорации

1

Как известно, в советское время мелиорация земель проводилась в колоссальных масштабах. Имелось даже отдельное Министерство мелиорации и водного хозяйства, закончившее своё существование с распадом Союза. Сейчас существует департамент мелиорации, как придаток к Министерству сельского хозяйства РФ, но его деятельность сводится, видимо, в основном к перекладыванию бумажек в кабинетах..
Можно много спорить о вреде или пользе мелиорации, но несомненно одно: этот вид деятельности оставил свой след (и в прямом и в переносном смысле) в советской истории, территориально от Прибалтики до Сибири. В советское время разрабатывался и эксплуатировался огромный комплекс мелиоративных машин, от которого, к настоящему времени, практически ничего не осталось. Из-за узкой своей специализации все эти машины, оказавшись невостребованными, были порезаны в лом.. Во всяком случае, если ещё лет двадцать назад у нас на Рязанщине можно было видеть ржавеющие по колхозам дренокуладчики и планировщики, сейчас от всего этого не осталось и следа. Исключение - бывшие союзные республики, где некоторая часть такой техники находится теперь в частных руках вполне в работоспособном состоянии, "на всякий случай".
И вот, в прошедшем году, приятной неожиданностью стала для меня встреча с раритетнейшей даже по советским меркам сцепкой - трактор С-100 ЧТЗ с плужным каналокопателем КМ-1200 Мозырского завода дорожных и мелиоративных машин.

IMG_0715

Надо сказать, что памятник этот находится на территории Латвии, где к раритетной технике отношение, как я говорил, особое. Потому и выглядит композиция вполне достойно, несмотря на то, что от местной ПМК, которой принадлежала техника, на данный момент ничего не осталось.
Несмотря на низкий постамент и легкодоступность, машины ничуть не разукомплектованы, и можно легко представить себе эту сцепку в работе.

IMG_0718

Трактор 1961-го года выпуска полностью аутентичный, не считая заваренного остекления кабины, и отсутствия эмблемы Челябинского Кировского завода на решётке радиатора спереди.

IMG_0717

Сразу же пришла в голову тревожная мысль, а не заварены ли заодно и двери кабины? Очень хотелось заглянуть вовнутрь, к органам управления. С правой стороны дверь удалось открыть почти без усилий. Сохранилось всё, за исключением сиденья
тракториста, включая воздушный фильтр в сборе.

IMG_0726

Щиток приборов на переднем щите кабины - раннего типа, ещё без амперметра, который начали устанавливать на более поздних моделях ЧТЗ с 1963-го года. Комбинация же указателей давления масла, топлива и температуры воды, оставалась неизменной на всех челябинских машинах вплоть до конца 70-х годов, т.е. до тех пор, пока с конвейера на сошёл принципиально новый трактор Т-130. Надо отметить, что переключатели фар и плафона - ещё с эбонитовыми диэлектрическими наконечниками. Такими переключателями оборудовались все послевоенные трактора и спецтехника, но вживую мне до этого момента они не попадались.

IMG_0727

На привалочной плоскости заднего моста установлена лебёдка Д-269, которая управляет подъёмом и опусканием рабочего органа каналокопателя, способного при работе заглубляться в грунт без малого на метр, поэтому для эффективной работы с этой машиной требовалась сцепка из-двух-трёх тракторов ЧТЗ.

IMG_0719

В верхней части лебёдки установлена флюгерная колонка с подвижным блоком на конце, через который перекинут трос управления рабочим органом каналокопателя.

IMG_0716a

Сам же каналокопатель представляет собой тяговую раму на металлических колёсах, в центре которой на собственной раме установлен рабочий орган - двухотвальный клин, способный перемещаться в рабочее или транспортное положение с помощью системы тросов, и фиксируемый в нужной позиции с помощью переставных пальцев.

IMG_0720

При необходимости транспортировки, к нижней части рабочего органа крепится быстросъёмное опорное колесо, так что при переездах машина имеет сразу три точки опоры.

IMG_0720a

Если, проезжая на машине по сельской местности, вам придёт в голову бросить взгляд в боковое окно, вы наверняка увидите порядком заросшие каналы, оставшиеся с достопамятных времён строительства коммунизма. И можно с уверенностью сказать, что каналы эти в своё время были сооружены такими же машинами, как та, что украшает сельский пейзаж в латвийской провинции. К слову, если найти этот памятник на Викимапии, в окрестностях на спутниковом снимке чётко просматриваются прямые линии, пересекающие бывшие колхозные угодья - следы работы этой, не побоюсь громкого слова, легендарной машины.
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=56.717537&lon=22.391371&z=18&m=b
Это советская история, а из истории слов не выкинешь.
Tags: Латвия, ЧТЗ, агрегаты, спецтехника, трактора
Subscribe

  • Ил-14 в Ростове-на-Дону

    Найдено в сети, вроде как у клуба "Юный летчик", наверняка не сохранились.

  • МиГ-17 в Балашихе

    Микрорайон Заря. Хотя я не спец в самолетах, но вроде как МиГ-15, давно эта фотография валялась не знаю откула взяломь, вроде 1980-е годы, возможно…

  • Военные и технические памятники – г.Энгельс

    Военные и технические памятники города Энгельс, Саратовской области – Общий обзор Не смотря на то, что город небольшой, двести с чем-то тысяч…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments