Dress down number six (toshishiro) wrote in techmonuments,
Dress down number six
toshishiro
techmonuments

Локомотивы белорецкой узкоколейки

Музей железнодорожного цеха Белорецкого металлургического комбината выставил два своих главных эскпоната на всеобщее обозрение. Это паровоз Гр-231 и маневровый тепловоз ТУ7А-3323.



История белорецкой узкоколейки (БЖД) началась в 1909 году - тогда приступили к постройке первой ветки до Катав-Ивановска. Эта ветка была запущена в 1912 году, который и считается годом рождения дороги. Вплоть до 1930-х гг. БЖД развивалась и осваивала новые участки. Процесс был не слишком быстрым - сказывался сложный рельеф и даже нехватка рабочих рук (до революции на строительстве работало немало китайских гастарбайтеров). Конечно, главным предназначением дороги была связка металлургического производства с ресурсной базой. Но, помимо прочего, поезда стали главным пассажирским транспортом для окружающих богом забытых посёлков. Сам город Белорецк был связан с внешним миром только этими путями (даже в ВОВ эшелоны шли по узкоколейке на Катав-Ивановск, где можно было пересесть на широкую колею). Общая протяжённость путей на пике развития была почти 300 км.

А вот с 1967 года начался закат дороги. К этому времени уже был проложен путь широкой колеи Магнитогорск-Белорецк, и МПС начало закрывать нерентабельные ветки БЖД общего пользования. Однако на путях, оставшихся в зоне ответственности комбината, ещё долго пыхтели поезда, а в 1980-е дорога стала популярна у туристов, в том числе иностранных. Конечно, смертельный удар дороге был нанесён в 1990-е, а в 2002 году, когда дорога собиралась отпраздновать 90-летний юбилей, ей окончательно сказали "Всё". Возможно, что-то маневровое ещё ходит по территории комбината, но эти два локомотива - по сути памятник ушедшей эпохе. Надо сказать, что история БЖД очень типична для наших уральских узкоколеек. Видимо, единственной ещё худо-бедно работающей остаётся Алапаевская. Хотя она стремительно сокращается, работать ещё какое-то время будет ввиду недоступности охваченных ею посёлков любым другим видом транспорта.

Гр-231

Паровозы серии Гр поставлялись в СССР в 1940-1950-х гг. из ГДР (завод LKM в Потсдаме). Это тяжёлый (26-тонный) локомотив с осевой формулой 0-4-0, выходил небольшим тиражом (всего 420 штук). В принципе, по параметрам схож с советским паровозом 157 серии 1930-х гг. и даже несколько уступает ему. Возможно, заказ этих паровозов в ГДР был призван как-то раскочегарить убитую экономику Германии.

Гр-231

Гр-231

Этот экземпляр был выпущен в 1953 году, списан из депо в конце 1962 года, а установлен на постамент к 70-летию БЖД - в 1982 году.

Куда более популярный локомотив - ТУ7, производившийся на узкоколейном это-наше-всё - заводе в Камбарке. В 1970-х гг. по всему Союзу узкоколейки переживали расцвет. В то время логистическая мысль пришла к тому, что УЖД - оптимальное средство "подвоза", дополнявшее разветвлённую сеть широкой колеи. Соответственно, необходимо было решать вопрос с подвижным составом - массово заменять паровую тягу на дизельную. Первый узкоколейный тепловоз был разработан ещё в 1950-х, в массовую серию в 1960-х пошли калужский ТУ-2 и камбарский ТУ-4. Первый был слишком тяжёлым, а второй - слишком слабым. Камбарка попыталась развить свой проект самостоятельно, выпустив ТУ-5, но в конце концов пришлось позаимствовать часть калужских наработок. Проект нового тепловоза рождался в стенах ленинградского ВНИТИ, и пошёл в серию в 1971 году.

ТУ7А-3323

За годы производства тепловоз пережил несколько модернизаций, перед нами - ТУ7А, модификация 1986 года. Сам тепловоз на постаменте - производства 1994 года, из последней партии ТУ7. Производство ТУ7А возобновлялось на Камбарке в 2004-2009 годах - для детских железных дорог. В 2014 году был произведён ещё один локомотив - для более удачливого собрата БЖД - Алапаевской узкоколейной железной дороги.

ТУ7А-3323

Tags: Башкирия, ЖД, паровозы, тепловозы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments